Улица А. К. Гастева в Суздале

Pur

Администратор
Команда форума
Регистрация
26 Июн 2018
Сообщения
146
Симпатии
26
Баллы
28
#1
А. К. Гастева соединяет архитектурные ансамбли Ризположенского и Александровского монастырей. На территории последнего еще каких-нибудь 20 лет назад стояли два ветхих домика, словно придавленные к земле монументальностью Вознесенской церкви и колокольни. Один из этих домов принадлежал семье Гастевых. Здесь провел детские годы и потом не раз сюда приезжал профессиональный революционер, поэт и ученый Алексей Капитонович Гастев.
Алексей Гастев родился 26 сентября 1882 года в семье учителя. Два года спустя отец умер и вся забота о мальчике легла на плечи матери, которая была портнихой.




Нужда поднимала на ноги, учила ценить время и труд, открывала глаза на окружающую действительность, крепила волю, формировала характер. В юные годы Алексей Гастев становится в строй борцов за лучшую жизнь. После окончания технических курсов, он поступил в учительский институт в Москве, но пробыл там недолго — его исключили за организацию студенческих демонстраций, за политическую деятельность. Начало XX века стало началом его революционной борьбы. Именно он забросил в атмосферу захолустного Суздаля первые семена марксизма, которые вскоре привели к созданию в городе группы РСДРП.
В годы первой русской революции Гастев был председателем Костромского совета рабочих депутатов, руководителем боевой дружины. Талант организатора, страсть революционера-пропагандиста, агитатора вела его в самые гущи людей. Участники событий 1905 года вспоминали, как Лаврентий (подпольная кличка Гастева), выступая на большом митинге в Костроме после известного эсеровского оратора Авксентьева, склонил буквально всю аудиторию на большевистские позиции, а через несколько недель, переодетый в военную форму, пробрался в казармы расквартированного в Ростове артиллерийского полка и добился того, что солдаты отказались выступать против рабочих… В 1906 году А. Гастев был делегатом IV съезда РСДРП (ленинской фракции). До 1917 года он находился на нелегальном положении.
Аресты, скитания по тюрьмам и ссылкам чередовались с работой в качестве слесаря на заводах Петербурга, Харькова, Николаева, даже Парижа, куда он вынужден был несколько раз эмигрировать.
Как это ни странно, в тюрьмах и ссылках раскрылось незаурядное поэтическое дарование Алексея Капитоновича.
Его первый рассказ «За стеной» из жизни политических заключенных был опубликован в 1904 году.
Он писал в стихотворении «Арестантская песня»:

Но огнем заговорю,
Запою пожаром.
И головушку сгублю,
Вольную недаром.

Сборники художественных произведений революционера несколько раз издавались под заголовками «Поэзия рабочего удара». Большой популярностью пользовались стихотворения в прозе «Мы растем из железа», «Гудки», «Рельсы», «Башня» и другие.
«Когда жизнь бросала нас так часто в тюрьмы и ссылку, — вспоминал Алексей Капитонович, —то в конце концов получалась совершенно естественная реакция: или на время уйти в какую-нибудь другую область — до последней борьбы, или сделать отстой того настроения, которое получилось в этой борьбе. Мы, как революционеры, были загружены огромной работой. Но иногда мы как будто оставались не у дел и должны были браться за художественное перо… Но как только грянула революция и открыла возможность работать непосредственно как организаторам и созидателям нового, эта тенденция схлынула».
Главным и «последним художественным произведением» А. К. Гастева явился созданный после революции Центральный институт труда (ЦИТ) при ВЦСПС. Кстати, идея «социальной инженерии» зародилась у него в нарымской ссылке.
В стране была разруха, голод, но начинание Гастева поддержали. «Хочется мне помочь товарищу Гастеву, заведующему Институтом Труда, — писал В. И. Ленин заместителю наркома финансов А. О. Аральскому. — Ему надо на 0,5 миллиона золотом прикупить. Подумайте, узнайте точнее и постарайтесь исхлопотать ему известную сумму. Такое учреждение мы все ж таки при трудном положении поддержать должны».
Заявка на полмиллиона рублей прошла через Нар-комвнешторг, но потом была сбавлена до 100 ООО, а всего ЦИГ получил 8 тысяч рублей.
«За отсутствием металла мы многое начали делать из дерева, и в этой работе, конечно, имело исключительное значение то, что работа по созданию ЦИТа была в поле зрения человека, который разбил историю человечества на два куска: один до него, другой после него…» — вспоминал А. К. Гастев.
Институт труда был организован в 1920 году. В августе 1921 года он стал называться Центральным по декрету Совета Труда и Обороны за подписью В. И. Ленина.
ЦИТ ставил своей целью научить людей трудиться по-новому, заразить их пафосом созидания новой жизни в условиях свободного труда. Первый программный документ института так и назывался «Как надо работать». Правила сформулировал А. К. Гастев. В газете «Правда» (1922) он писал: «Теперь можно заражать народы только поступками, только орудиями, и только в крайнем случае голым словом, но и то непременно категорически волевым, как шприц входящим в расслабленное тело». При всей поэтической натуре Алексея Капитоновича, он призывал к конкретной практической деятельности. Основным научным трудом А. К. Гас-тева является книга «Трудовые установки» (1924 г.), где изложена методика ЦЙТ по обучению трудовым приемам. Начав с исследования простейшей рабочей операции — удара, Гастев установил «нормаль» (систему наиболее правильных движений) рубки зубилом. Потом ученый разработал методику подготовки слесаря, и ЦИТ
перешел к обучению токарей, монтером, куапецон, текстильщиков и т. д. — к массовому обучению рабочих.
Цитовские листовки и плакаты можно было увидеть в те годы над верстаком слесари и и паркоматской канцелярии, в железнодорожном депо и и кремлевском кабинете Ленина.
Гастев написал много книг, и которых он изложил взгляды на вопросы профессионального движения, научной организации труда, строительства новой культуры: «Индустриальный мир», «Профсоюзы и организация труда», «Как надо работать», «Время», «Восстание культуры», «Юность, иди!», «Новая культурная установка», «Установка производства методом ЦИТ» и другие. Кроме того, он редактировал журналы «Организация труда», «Вестник стандартизации», «Установка рабочей силы».
Труды Алексея Капитоновича Гастева получили народное признание. В 1926 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени «за исключительную энергию и преданность делу», а пять лет спустя — высшей наградой Родины — орденом Ленина. Выдающемуся ученому-самородку был посвящен документальный биографический фильм «Поэзия рабочего удара».
Идеи А. К. Гастева, воплощенные в его «последнем художественном произведении» —ЦИТе, статьях и книгах, не потеряли современного звучания и сейчас. «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой», — говорил он.
 
Сверху